ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ
Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи. В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:. Тотем — это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода.
Нет такого народа на свете, который не обладал бы в той или иной форме религиозными представлениями. Какими бы простыми ни были его образ жизни и мышление, любое первобытное сообщество полагает, что вне непосредственного физического мира существуют силы, которые воздействуют на судьбы людей и с которыми люди должны поддерживать связь ради своего благополучия. Первобытные религии сильно различались по характеру. В одних из них верования были неопределенными, а методы установления контакта со сверхъестественными силами — простыми; в других философские представления были систематизированы, а ритуальные действия объединены в обширные обрядовые системы.
- История медицины неразрывно связана с историей человечества. Развитие медицины начинается с первобытного общества.
- Современное общество устроено иначе, чем первобытное, у нас другие представления о семье, устройстве окружающего мира и религии. Но с точки зрения биологии, или точнее — работы головного мозга, современный человек практически не отличается от древнего.
- Было выделено шесть основных форм и одновременно основных этапов эволюции религии в первобытном обществе в широком смысле слова, включая и предклассовое общество.
Первоначальные религиозные представления строились в значительной мере из материала, имевшего жизненно важное значение для первобытного человека. На этой основе возник и развился круг верований и магических действий, оформившихся позднее в продуцирующую и посвятительную обрядность. Но существовало еще одно явление, самым непосредственным образом связанное с важнейшими жизненными интересами первобытного человечества, глубоко архаичное в своих истоках. Речь идет о культе орудий, о наделении орудий сверхъестественными свойствами. Явление это хорошо известно: таковы широко распространенные представления о сверхъестественных свойствах топора как орудия труда и войны, о топоре как атрибуте божества грозы и символе небесного огня, таковы культы священного копья и кузнечного молота у многих народов Африки, таков культ меча у скифов. В образе Шанго, божества грома и молнии у африканских йоруба, хорошо прослеживаются черты германо-скандинавского Тора-Донара или славяно-балтийского Перуна-Перкунаса, вооруженных топором, молотом или "громовыми стрелами", а первоначально камнями, как неотъемлемыми атрибутами этих богов.